Статья 30/11/2014
Статья Динамизм и ускользающая предметность в искусстве. Автор Анна Акчурина
The article "The dynamism and elusive objectivity in art" Author Anna Akchurina
I. Живопись Роберта Низамова и кинетические объекты Владимира Мартиросова
в контексте постимпрессионизма и постмодернизма.
"Великолепие мира обогатилось новой красотой - красотой скорости"
Филиппо Маринетти
"Все искусство - концептуально по своей природе, потому что искусство и существует лишь в виде идеи"
Джозеф Кошут
Подлинная живопись содержит больше, чем являет формальное содержание картины. Ее смыслы не могут быть исчерпаны жанром или направлением. Подлинному произведению искусства не нужно принадлежать к литургическому искусству, чтобы говорить нам о метафизическом, не нужно исповедовать какую-то идеологию, соблюдать политес /этикет/, чтобы являться явлением гуманистическим и созидающим. Настоящее произведение больше тех идей, которые по формальному признаку ткутся вокруг его существования. Оно есть сам факт жизни, воплощенный факт бытия красоты, и в этом качестве не умещается в прокрустовом ложе концепций, деклараций и манифестов. Являясь частью культурной ткани данной цивилизации,находясь в культурном контексте своей эпохи и предыдущих, оно не может быть исчерпано культурологическим исследованием и ограничено рамками конъюнктуры или направления.
Собственно, данная статья посвящена импрессионизму - его принципу отображать мир, принципу, изменившему характер новейшего искусства; роли импрессионизма в последующих переменах в искусстве и философии. Являясь толчком для развития нового этапа в музыке, литературе, скульптуре, кино... являясь главной предпосылкой и первопричиной - кубизма, футуризма, абстракционизма, экспрессионизма... одним словом, авангарда - передового края в живописи, импрессионизм произвел революцию в новейшем искусстве. Его решающая роль, как двигателя и ядра развития мировой культуры не может быть отменена и преуменьшена. Более того, идея импрессионизма сохраняет свою витальную мощь и творческую энергетику и в настоящее время. Попытки "сдать в утиль", "вычеркнуть из списка живых" эту "отжившую своё школу" - абсолютно несостоятельны и смешны для тех, кто непосредственно делает искусство, кто стоит на позициях чистого искусства, не искаженного постмодернистическим поветрием распада и уничтожения самих понятий "искусство", "живопись", "культура","соответствие". Постмодернизм - есть системное уничтожение культурологической базы, самой сути культуры и искусства. В его доктрине нарушены связи, хаотизированы и нарочито опрокинуты первичные и определяющие признаки вещей, позволяющие их идентифицировать. Современная культура эпохи постмодернизма поражена и частично парализована метастазами этого коварного недуга, чья цель - полное разрушение организма цивилизации, на которой он, постмодернизм, паразитирует, активно разлагая его и провозглашая свои ложные постулаты о сути искусства и культуры.
В настоящее время в культуре, в менталитете цивилизации происходит противостояние двух основных полюсов, борьба между адептами искусства - и его антиподами. Борьба между созидающим началом - и всепрофанирующим, вседевальвирующим лагерем. Между цветением жизни - и хаосом.
Современное традиционное изобразительное искусство есть синтез индивидуализма - и тех открытий, что были сделаны за всю историю развития живописи, и прежде всего - за предыдущие полтора века, если брать за отсчет время написания картины Клода Моне "Впечатление. Восход солнца" - 1872 год. Это отнюдь не значит, что современный художник не самостоятелен, тотально вторичен. Но это свидетельствует о том, что культура произрастает на некоей почве, имеет глубокие корни, и для культурологии свойственно искать ключевые связи между явлениями для воссоздания полной картины контекста, в котором существует исследуемое явление.
В этом смысле ярким примером качественного воплощения "материала", отражающего непосредственное преломление авангардных течений в современном искусстве, убедительную творческую силу и богатство этой почвенной связи - является творчество московского художника Роберта Низамова.
Практику Роберта Низамова можно соотнести с опытами русских нонкоформистов, с взрывной спонтанностью Джексона Поллока, с колористическими поисками Роберта Фалька и Джорджо Моранди, Мориса Утрилло и Джеймса Уистлера. В его методе прослеживается явная связь с экспрессионизмом, тяготеющим к абстракции, с искусством художников группы "Наби", с фовизмом, и приверженцами дивизионизма, с экстатическим опытом освоения цвета Ван Гога, и, главное, с поисками в области чистой живописи импрессионистов Моне, Сислея, Писсаро. При этом живопись Низамова - не эклектика стилей, не калька чужих приемов, но чистый и глубоко личный поток эмоционального высказывания, имеющий личный характер и особенности, и узнаваемый с первого мазка почерк и язык.
В целом живопись Роберта Низамова - это исследование цвета и света в условиях иррационального восприятия действительности, растворение материи, объекта в световоздушном потоке, кипение жизни, живописное тесто, перехлестывающее через край, это чистой воды импрессионизм в его первозданной, непосредственной ипостаси. Точнее сказать, это чистая поэзия - средствами живописи. Колористические качества ставит работы Низамова в один ряд с лучшими полотнами импрессионизма. Непосредственность чувства, соединенная с интеллектуализмом отшлифованного безошибочного чутья цвета, врожденный вкус и артистизм кисти при детской свежести восприятия - заставляют вспомнить Пьера Боннара и Альбера Марке.
Истоки эстетики живописи Низамова, истоки миросозерцания, воплощенного в красках - в прорывном озарении французского импрессионизма, в его светописи, и последовавших из импрессионизма течениях - вплоть до русского нонконформизма.
Метод Роберта Низамова - это своеобразное исследование объекта - в его движении, исследование изменчивой текучести среды, растворяющей в себе объект; преломление его. Иными словами, интерпретация объекта,видение его глазами среды. Не случайно у этого художника столько композиций на тему водной стихии. "Марины" Низамова даже были отмечены золотой медалью Св. Михаила в номинации "Морской пейзаж" на Международная выставка изобразительного искусства "Весна в полном цвете" в Нью-Йорке в марте 2011 года.
Передача впечатления движения предмета и среды - основной мотив его исследования, продолжающего традицию эмпирики Ван Гога - и русских кубофутуристов - Малевича ("Точильщик") и Натальи Гончаровой ("Поезд и аэроплан"). Те же вопросы - в своем ключе решали родоначальник абстракционизма - Василий Кандинский, французские дивизионисты, наши "импрессионисты": Коровин, Грабарь; Крымов в ранних своих работах периода символизма. Исключительный интерес в области решения задачи передачи движения представляет один из основоположников футуризма - итальянец Джакомо Балла. В свою очередь метод изображения движения итальянского футуриста (например, его "Динамизм собачки на поводке") - есть парафраз изобразительного метода, примененного художником эпохи верхнего палеолита - в изображениях кабана на стенах пещеры Альтамира. На означенных древних рисунках у животного 4 пары ног, данных в сложном движении. Можно сказать, мы видим проекцию аллюра доисторического предка лесной свиньи. При этом Джакомо Балла мог и не знать об этом конкретном открытии Альтамиры, и вряд ли видел эти рисунки, поскольку раскопки велись не систематически и были закрытыми, а сами изображения долгое время считались фальсификацией. Но художественные озарения не знают препятствий, поэтому иные открытия словно носятся в воздухе, и делаются разными людьми, не зависимо друг от друга и не взирая на временные границы. Так, например, в кинематографе второй половины XX века ощущение исступленного отчаянного прорыва дается мельканием смазанных пятен и деталей на белом снегу , рваным ритмом бьющегося сердца, нарушением пропорций и взрывным характером надвигающейся пустоты ("Летят журавли") - но в том же ключе работал и Михаил Врубель - монохромная акварель "Раненный всадник" к поэме Лермонтова "Демон" - 1891 г.
Проблема передачи движения владела умами многих художников. Изобразительное искусство знает разные методы решения этой проблемы. В отечественном искусстве послереволюционного периода особенно интересны в этой области опыты Филонова, Аристарха Лентулова, Александры Экстер, Каземира Малевича, других авангардистов. Над проблемой изображения сверхскоростей работал художник Валентин Окороков (1920-1930-е годы).
У Роберта Низамова другие средства для передачи движения, нежели одновременные стереометрии Дж. Балла («Линии в движении + динамические последовательности. Полет ласточек», 1913 год), или аналитические цвето-формулы лучизма и кубофутуризма Ларионова и Гончаровой. Однако опыты Низамова лежат именно в этой области - художественной трансформации, метафоры явления, передачи его экспрессии - а не иллюзорного фотографического подобия "гиперреализма". Низамов и здесь остается импрессионистом, а его живопись - эмоционально интуитивной. В этом смысле особенно интересны такие его серии, как "Цирк", "Лица", "Импрессионизм", "Лодки", "Экспрессионизм", "Мосты", и работы последних лет, балансирующие между абстракцией и фигуративной живописью. И нужно отметить, что его методу присуща художественность, незаурядная культура и безошибочный вкус, базовая платформа европейской школы.
II. Движение и покой кинетических опытов Владимира Мартиросова.
Процесс движения как объект искусства.
Художник Владимир Мартиросов, - автор артъобъектов, кинетических и светодинамических композиций, которые отталкиваются от биоморфных форм и конструкций. Для его произведений характерна эстетика японского искусства и дизайна, восточного миросозерцания, философии растворения в природе и упразднения личного "я". Культурный контекст его работ весьма широк. Параллелями его опытов представляются : средневековые поиски вечного двигателя; инженерно-биологические и антропологические опыты и исследования Леонардо да Винчи; так называемый Антикитерский механизм - техническое чудо древних греков, предположительно "календарный компьютер до нашей эры"; проекты футуризма и русского кубофутуризма (эпохи, выраженной композитором Свиридовым как "Время , вперед!"). Прежде всего речь идет о "Биомеханике" В. Степановой и Родченко, о Конструктивизме Татлина,(модель его "Башни"), о театральных макетах и опытных проектах Малевича.
Это и Русский Кинетизм (последняя треть 20 века, начиная с 1964 г) - Валентина Окорокова, его работы 30-х - 60-х и 70-х годов, и другие разработки русского авангарда и андеграунда. Однако кроме этого нельзя не упомянуть и кинетическую игрушку в народном искусстве и промыслах - вспомним Жилина, строгавшего для черкесских детей игрушки, приводимые в движение водой арыка ("Кавказский пленник" Л. Толстого).
Парадокс: кинетика и покой могут быть неразрывны. Созданные в эстетике японского дизайна и в традициях инженерных разработок биоморфных и антропоморфных форм (колос пшеницы, крылья стрекозы, внутренняя структура кости человека, и т.д.), объекты Мартиросова исполнены отстраненного покоя, приглашая зрителя к размышлению и созерцанию. Они завораживают, как мелькающие блики ручья и движения крыл мотылька, и как движение травы в ветреный день. Они, безусловно, исполнены художественной красоты и атмосферности предметов неясного сакрального назначения, как те, что окружают шамана индийского племени. Размеренное, упорядоченное, то регулярное, то прерывистое единое движение деталей конструкций завораживает и гипнотизирует. Объекты Мартиросова имеют явно медитативный характер. Хотя на первый взгляд их назначение - эстетизм, чистое искусство. В этих кинетических моделях есть самодостаточность, их работа красива, независимо от назначения механизмов. В них есть что-то от традиции театра Кабуки, погруженного в самосозерцание . Для инсталяций Мартиросова характерны аскеза и утонченный минимализм средств, игра с фактурами и принцип светотеневого театра - как дополнительное средство выразительности. Немой театр его объектов напоминает танец с веерами - отточенный, лаконичный, ни одного неверного движения. Таким образом, экспозиция Мартиросова ищет в зрителе философа, художника, сотворца - чем принципиально отличается от зрелища в западном восприятии и понимании. Светотеневые кинетические инсталяции Мартиросова аллюзорны, по духу близки к медитативной поэзии и музыке. Это напоминает кадры фильма "Разрисованная вуаль", где бумажная вертушка-карусель сливается с образом водопровода, который сооружает герой повествования для спасения китайской деревни во время холеры. Все движется, все течет, жизнь соседствует со смертью и все ничтожно перед бесстрастием неба.
III. Владимир Мартиросов и Роберт Низамов - продолжатели традиций переломной эпохи в искусстве - революции, заложенной импрессионистами и Сезанном, и обусловившей кардинальное обновление в методах и самой концепции искусства.
Произведения этих художников объединяет дух созерцательности, единение с силами стихии, неотделимость мировосприятия от жизни природы, светлое и целительное начало, безупречный вкус, отсутствие пафосности. Их искусство лишено темы агрессии, разрушения - характерных для постмодернизма.
Еще одно пересечение: метаморфоза, происходящая с предметом. Зыбкость границ и перетекание одной формы в другую, единство мира - такова концепция Роберта Низамова. И - ассоциативная семантика, почти поэтическая метафоричность образов Мартиросова - дополняют и оттеняют образный строй систем друг друга.
Экзистенциальный характер их произведений проступает в том послевкусии, которое следует за восприятием . Этот своего рода магический реализм действует на зрителя как процесс транса, высекая из сознания новые импульсы творческого осмысления и интерпретации объектов.
Вообще, отношение к объекту - есть лакмусовая бумажка для творца. Так Малевич в своем крестьянском цикле нивелировал личность человека, девальвировал, развеществлял человека как такового, превращая человека в знак, символ (безглазый, безрукий, обездушенный народ, лишенный своей сути). Если учесть, что к самому себе он относился как богоравному, этот факт обесценивания человека и низведение его до знака - заставляет делать определенные выводы.
Художник во все времена поднимает проблему объекта, его идентификации, его ценности . В интерпретации современных художников мы видим предмет в стихии беспредметности, в потоке смыслов, упраздняющих суть явления. Кстати говоря, это явление проявило себя со всей яркостью не в эпоху постмодернизма. И даже не в момент появления кубизма и абстрактного искусства. Размывание и ускользание смыслов как эстетическая программа проявили себя в творчестве Марселя Пруста - как раз в период расцвета импрессионизма, впервые посягнувшего на четкие границы и локальный окрас объекта, провозгласившего социально-гражданскую индифферентность и приоритет сиюминутного ощущения индивидуума. Эти же тенденции были характерны для творчества "проклятых поэтов" - Поля Верлена, Малларме, Артюра Рембо. Однако это все еще был светлый период европейского искусства, чуждый демонизации, десакрализации или атомизирования и упразднения человека как такового. Развеществление человека было еще впереди.
Низамов Роберт Зуфарович
20.04.1970 г. родился в г. Казани
1985—1992 г. учился в Казанском Художественном училище им. Н. Фешина у преподавателей Хамидуллина А. Г. и Вагапова М. А.
1992—1998 г. МГАХИ им. Сурикова мастерская театральной живописи Курилко-Рюмина М. М., Лебедевой Р. И.
мастерская монументальной живописи Максимова Е. Н., Лубенникова И. Л.
с 2001 г. член Московского Союза Художников. Участник молодежных, московских выставок.
Работы Р. Низамова находятся в галереях Лондона, Вены, Нью-Йорка, КНР, в частных коллекциях России.
Награжден золотой медалью Св. Михаила, в номинации "Морской пейзаж" Международная выставка изобразительного искусства "Весна в полном цвете" (Нью-Йорк, США), март 2011.
Живет и работает в Москве.
Работы:
http://www.nizamovrobert.ru/zhivopis
http://www.artlib.ru/?id=11&fp=2&uid=16114
Мартиросов Владимир Александрович
художник-сценограф
Родился в Тбилиси 27 января 1975 года.
В 2000 году закончил Российскую Академию Театрального Искусства (бывший ГИТИС), факультет сценографии под руководством С.М.Бархина, мастерская. С.Ф.Морозова.
С 1999 года начал работать в театре, поставил ряд спектаклей:
"Гедда Габлер" Ибсен режиссёр Н.Чусова, театр Сатирикон (Москва)
"Шинель" Гоголь, режиссёр Н.Чусова, театр Рамт (Москва)
"Герой" Синг, режиссёр Н.Чусова, театр Рамт (Москва)
"Бег" Булгаков, режиссёр Л.Невежина, театр “Табакерка” (Москва)
"Мамапапасынсобака" Срблянович, режиссёр Н.Чусова, театр Современник (Москва)
“Тарюф” Мольер, режиссёр Н.Чусова, театр МХТ им. Чехова (Москва)
”Гримерная” режиссёр Л.Невежина, театр МХТ им.Чехова (Москва)
“Ревизор” Гоголь, режиссёр Н.Чусова, театр им. Моссовета (Москва)
“НЕП” Макаренко, режиссёр А.Крикливый, театр Глобус (Новосибирск)
“Жинитьба” Гоголь, режиссёр Н.Чусова, театр Глобус (Новосибирск)
“Америка часть 2” Срблянович, режиссёр Н.Чусова, театр Современник (Москва)
“Турандот” К.Гоцци, режиссёр Ю.Муравицкий, театр Драммы (Омск)
"Екатерина Великая" режиссер Н. Чусова
"Потртрет" Н, В. Гоголь , режиссер Н. Чусова
Лоуреат премий "Триумф" 2001 г., "Чайка" 2006 г.
Ежегодно с 2000 года участвовал в выставках ”Итоги сезона"
Является автором серии скульптурных объектов.
на фото - картина Роберта Низамова "Яхты". холст, масло.
© Copyright: Анна Акчурина, 2014
Свидетельство о публикации №114113010908